Перейти до змісту

если лопнуло на скорости 130км переднее левое колесо?


Рекомендовані повідомлення

А мне анекдот на ум пришел в связи с темой топикстартера: "У мужика спрашивают о том, что делать, если на скорости 130 км/час лопнуло переднее левое колесо. А он отвечает: мужик, иди на базар и купи петуха. Зачем? Будешь ему морочить мозги."

Думаю, смешно задавать такие вопросы. В такой ситуации ничего делать не надо, а спокойно кувыркаться :crazy: А там как повезет. Знаю по собственному опыту :evil:

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-303642
Поділитись на інші сайти

Тормозил тапком в пол, машину начало водить но удалось удержать на ровной траектории. В машине было 3 человека.

АБС на машинке была?

Думаю, смешно задавать такие вопросы...

ИМХО, не смешно!

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-304442
Поділитись на інші сайти

  • 1 місяць потому...

У меня стрельнуло правое переднее на 160 на Опель Омеге А... Было пятеро пассажиров и полный багажник консервации. Так чтоб очень сильно потянуло в сторону - я бы не сказал. Может - из-за того что гружёный сильно был. По управляемости наблюдалось следующее:

1. Если не тормозить - машину конечно ведёт в сторону стрельнувшего колеса...

2. Как только начинаешь тормозить - при руле "прямо" начинает тянуть в сторону целого колеса. ( Наверное - из-за того, что покрышка начинает проворачиваться по диску, и торможение на лопнувшем колесе мизерное).

3. Важно не растеряться, сильно рулём в крайние положения не крутить и уравнять эти два момента...

4. У меня машину увело при тормозном пути метров 150 аж на ... 1 метр вправо... :D

5. Всё произошло летом на сухой трассе, на машине без АБС. Если бы всё произошло на мокрой или скользкой дороге, на машине с АБС, то возможно было бы по-другому. Говорят, что АБС в таких случаях снижает усилие торможения на целом колесе и тормозной путь намного больше увеличивается...

Для себя извлёк опыт и теперь сильно не летаю...

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-329432
Поділитись на інші сайти

А еще говорят усилитель руля мешает в таком случае - инстинктивно дергаешь руль в противоположную сторону от увода и перекручиваешь больше чем нужно. Без гидроусилителя так руль не покрутишь.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-330012
Поділитись на інші сайти

223   0

постарайтесь удержать авто на дороге....а вообще-то, если Вы чайник, а судя по топикстартеру и не только, так оно и есть, то КТО ВАМ РАЗРЕШАЛ ЕЗДИТЬ НА ТАКИХ СКОРОСТЯХ, если Вы ещё нормально ездить не умеете - подвергаете опасности себя(а впрочем, и хрен с Вами, лётчиками, закон естественного отбора пусть работает), да и остальных тож?ВСЕ аварии - от превышения скорости, кроме катаклизмов природы

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-330018
Поділитись на інші сайти

постарайтесь удержать авто на дороге....а вообще-то, если Вы чайник, а судя по топикстартеру и не только, так оно и есть, то КТО ВАМ РАЗРЕШАЛ ЕЗДИТЬ НА ТАКИХ СКОРОСТЯХ, если Вы ещё нормально ездить не умеете - подвергаете опасности себя(а впрочем, и хрен с Вами, лётчиками, закон естественного отбора пусть работает), да и остальных тож?ВСЕ аварии - от превышения скорости, кроме катаклизмов природы

Дядя Юра пьян? Или по жизни гонит? 8-)

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-330022
Поділитись на інші сайти

заз 968 - 60км/ч - лесна насыпна дорога - передены левый колесо убежало вперед - никуда не вело - так наискось потихоньку метров 30 и притормозил

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-330170
Поділитись на інші сайти

заз 968 - 60км/ч - лесна насыпна дорога - передены левый колесо убежало вперед - никуда не вело - так наискось потихоньку метров 30 и притормозил

Там развесовка совсем другая...

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-330417
Поділитись на інші сайти

кастете был у нас один человечек в институте так у него (припоминается мне что в один день) разворачивался он на площе Славы и колесо его начало обгонять а потом вечером он возвращался домой (в общагу) и на ул.Киквидзе его уже другое колесо начало обгонять.

Вотето мы :lol::D) :lol:

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-332629
Поділитись на інші сайти

Не забыть хотя бы в мыслях перекреститься, а про какую-нибудь мать можно и вслух!

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-332640
Поділитись на інші сайти

Когда колесо обгоняет это другое. У нас на горбатом запоре тоже отлетало - машина падает на асфальт и елозит до обочины на небольшой скорости. А когда лопается покрышка - то диск он жеж тоже круглый, и тоже катится.....только с другими сцепными свойствами, чем резиновая покрышка.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-332780
Поділитись на інші сайти

Не думай об этом - просто наслаждайся движением... Мысли материальны!.. :wink:

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-332843
Поділитись на інші сайти

  • 3 тижня потому...

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Сразу признаюсь – я на форуме новичок, посещаю этот и другие форумы крайне редко и только по интересующим меня вопросам.

На этот раз решил написать – тема не раскрыта (не путать с анекдотом).

Итак, что делать, если лопнула шина (лопнуло колесо)?

Поделюсь личным, и далеко не самым приятным, опытом.

Ехал 4 июля 2009г. с семьей (жена и младший сын) по трассе Днепропетровск-Киев (та, что Н-01 через Пятихатки-Александрию-Знаменку-Смелу).

До Пятихаток доехали нормально. Шел 110-130 км/ч – этой трассой езжу уже два года подряд к теще и обратно (Киев-Никополь-Киев). Когда попадались хорошие участки (1,5-3 км) ехал 140-150 км/ч).

Не доезжая до Куколовки, разогнался на таком вот хорошем участке где-то до 140-150 кмч. Дальше пошел плохой участок. Дорога уходит плавно вниз, уклон очень небольшой, но полотно все в латках (!). Я сбросил скорость – чуть притронулся к тормозам, сбросил газ, торможу накатом. Дорога пустая, что хорошо, еду левой стороной чуть за осевой линией, немного «заступаю» на встречку.

Далее меня чуть подкидывает на каком-то бугорке и начинается…

Лопается левое заднее колесо, причем вначале я слышу только металлический скрежет и думаю, что все – лопнула пружина (елки-палки, сзади же стоят усиленные пружины).

Инстинктивно усиливаю хват руля.

В тоже время слышу хлопок (оно конечно наоборот, но память зафиксировала именно так).

Взгляд в левое зеркало – клубы сизого дыма, небольшая вонь в салоне.

Взгляд вперед – никого. Машину ведет влево (оно и понятно сопротивление слева увеличилось).

Пытаюсь ее поймать, плавно (!) чуть вращая руль вправо и самую малость влево. Движение напоминает неравномерное покачивание руля, чуть больше вправо. Спасибо гидроусилителю.

Газ не жму.

Сцепление, слава Богу, не трогал (хотя бывает у меня такая ошибка при торможении, но с ней борюсь и тренируюсь).

Рулем отлавливаю машину четыре раза (потом посчитал по тормозному следу напоминающему плавные ступеньки). Все время увожу ее вправо и очень плавно (естественно как могу).

Руль резко не дергаю.

В конце тормозного пути, а это где-то 100 с лишним метров (на глаз), начинаю тормозить – тоже плавно.

Съезжаю на обочину, выхожу, осматриваюсь – машина слева сзади стоит на диске (стальной, родной), левое заднее колесо просто разорвано в хлам – половины просто нет, так тряпочки. Левый задний молдинг весь волнами и с заднего края отошел. Бампер весь в черных полосах (от резины).

Далее начинают появляться хоть какие-то мысли, до этого одни образы и картинки перед глазами, как в замедленном кино – то едем на левую обочину, то на правую, когда близко к обочине и скорость не погашена – страшно, но страх какой-то отстраненный, вроде как не мой.

Выходит семья, включаю аварийку, ставлю знак аварийной остановки метров за 25-30, далее вынимаю вещи. Груз был достаточный, но не предельный – двое взрослых, ребенок в детском кресле, две сумки, три коробки, коляска, манеж, игрушки, канистра с водой, технические мелочи (насос, инструмент, огнетушитель) – максимум 300 кг.

Достаю запаску. Поддомкрачиваю, пробую повернуть левый задний диск, он не поворачивается. Думаю, все – заклинило.

Я еще в шоке – не верьте, когда говорят «поймал машину и дальше поехал, все Ок.» – это бравада и вранье. Хожу и много говорю (жена потом рассказала – сам-то я считал, что говорю как обычно не много), руки и ноги не трусятся (не смейтесь – страх по-разному проявляется).

Останавливается мужик на Гольфе 5 с киевскими номерами и девушкой в салоне, предлагает помощь – спасибо ему, ведь остановилась всего одна машина. Говорю, что справлюсь сам, он смотрит на тормозной след, спрашивает как случилось, старая ли резина, отвечаю, что не очень (сам собирался менять ее в конце сезона – лучше бы в начале, но задним умом все сильны). Мужик говорит, что может подождать и помочь. Жена потом сказала, что вид его не понравился, наверное, это от ее шока, мне же он показался вполне нормальным – все мы не Алены Делоны.

Снимаю диск, смотрим с мужиком – на заднюю ось, за ступицей, накручены ошметки шины. Разматываю эти ошметки и пробую провернуть ступицу. Слава Богу, она вращается свободно – повезло.

Ставлю запаску, пробую проехаться. Машинка едет нормально, ничего не уводит, тормозит нормально с 90 км/ч до остановки. Начинает смеркаться. Разворачиваюсь, подъезжаю к началу тормозного следа, смотрю, пытаюсь понять, что и как произошло.

Разворачиваюсь, подъезжаю к семье. Выхожу – ребенок хохочет, это ОЧЕНЬ радует – значит он не испугался, хотя, пока я возился, он долго повторял «Бам!». Жена сказала, что ребенок очень нервничал, что папа уедет.

Гружусь, убираю знак, отъезжаем. Стемнело. До Киева еду максимум 110 км/ч, как по правилам.

Теперь техническое состояние авто и мои водительские данные на момент происшествия.

Lanos – моя первая собственная машина, на которой я езжу с мая 2004 г. каждый день (что очень важно). Слава Богу, в машине есть гидроусилитель и кондиционер. Отсутствуют АБС и подушки безопасности, а жаль. До этого редко ездил на отцовской копейке, хотя права – с 1992г.

Как раз до поездки сделал ТО-60 тыс. Поменял масло, фильтры, тормозную жидкость, все ремни, помпу (на нее может меня и развели), правую переднюю шаровую (был люфт), прочистил инжектор (был загажен, ужас). Проверил амортизаторы и тормоза на стенде. Вроде все – Ок, но это само дорогое ТО.

До резины руки (и кошелек) уже не дошли, хотя машину после регулировки развала/схождения стало уводить вправо, приехал опять, посмотрели, сказали – нужно менять резину (заметьте, сказали!!!), т.к. поджевало одну сторону. Переставили передние колеса местами – стало уводить влево. Мне не понравилось, переставил сам по диагонали. Обратите внимание, правое переднее колесо переставил сзади на левую сторону – оно и лопнуло. А если бы оно стояло впереди, то думаю все было бы ГОРАЗДО серьезней.

Трассу эту знаю, езжу по ней уже два года два раза в год (семью к теще в Никополь – обратно пустой в Киев, потом – пустой за семьей и обратно все вместе в Киев).

Часть пути туда, в Никополь, ехал за одним добрым Cadillac Escalade, мужик мне дорогу показывал, на обгонах не уходил вправо, прикрывал (хотя я считаю это неправильно – я дорогу при этом не вижу), перед виражами поворотники включал – в общем спасибо ему огромное, легко и приятно было ехать!!! А ехали мы те же 130-150 км/ч, но машина была пустой.

Стараюсь не рисковать по жизни, я больше осторожный человек, хотя в каждом из нас есть азарт. Тут сразу вспоминаю, что Шумахер по городу ездит 60 км/ч и только в гонках без ограничений – это помогает.

Из всего произошедшего сделал следующие выводы (не обязательно по важности – оно все важно:(

1. Техническое состояние авто.

Играет исключительную роль – стараюсь проходить ТО по плану, почему-то не доверяю гаражу (видимо не нашел хорошего мастера), езжу на Укравто (можете считать, что лох, несмотря на первое техническое образование, но там я хоть психологически спокоен).

Обслуживайте машину так, что бы Вы были уверены в ней, а где – это уже Вам решать!

2. Шины.

Относятся к одному из главных элементов безопасности и только потом уже комфорта (динамического, акустического и пр.).

Экономить и «добивать» шины не стоит, меняйте их вовремя!

3. Соблюдение требований безопасности.

Все должны быть пристегнуты – взрослые ремнями, включая среднего пассажира, дети ОБЯЗАТЕЛЬНО В КРЕСЛАХ. Если Вам дороги дети не только дома и во дворе – купите кресла КАЖДОМУ РЕБЕНКУ НА ЕГО ВОЗРАСТ и меняйте их по мере роста ребенка.

Водитель прежде всего должен требовать соблюдения ВСЕХ правил безопасности, не слушайте никого, просто требуйте – в Ваших руках жизни людей и Ваша собственная!

4. Регулировка сидения водителя.

Водитель должен отрегулировать сиденье так, что бы было комфортно сидеть и не уставать. Запястье руки должно лежать на ободе сверху, при этом до упора нажать педаль сцепления нужно чуть согнутой ногой – никогда не тянуться за педалью.

Вам должно быть удобно и быстро управлять автомобилем и всеми рычагами!

5. Психологическая подготовка и состояние водителя.

Это самое основное, т.к. только Вы можете им управлять, а влияет все, что угодно.

Тренируйтесь, читайте книги по вождению, правила дорожного движения (минимум раз в год), книги по разбору сложных ситуаций!

6. Психологическое состояние в момент происшествия.

Будьте готовы к совершенно не знакомым Вам ощущениям. Все происходит как в замедленном кино, главное – Ваша концентрация и минимум эмоций. Движения должны быть плавными – в пределах локтя, как за столом на приеме, Но руки должны быть чуть согнуты управляйте без резких движений.

Ваши действия целиком зависят от Вас – сохраняйте спокойствие!

7. Соответствие автомобиля характеру движения.

Автомобиль предназначен для движения на асфальте (в городе, на трассе) и вне асфальта (на грунте, на бездорожье).

Самым опасным, на мой взгляд, является движение по трассе из-за высокой скорости и отсутствия времени на принятие решения, а также отсутствию знаний, т.к. в автошколе этому не учат. Каждый набирает свой опыт – это в корне неправильно!

Выбирайте скорость в соответствие Вашему автомобилю (Lanos для 180 км/ не рассчитан).

Соблюдайте ПДД – они написаны кровью!

8. Движение по трассе.

Старайтесь ехать равномерно, насколько это возможно. Повороты стараюсь проходить с газом, для чего даже переключаюсь вниз. Дугу поворота прохожу на постоянном газе. На выходе из поворота добавляю газ и переключаюсь вверх. ТОРМОЗИТЕ ВСЕГДА ДО ПОВОРОТА, ТОРМОЖЕНИЕ В САМОМ ПОВОРОТЕ – ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ.

Поспешай медленно!

9. Усталость.

Частые обгоны утомляют Вас больше, чем езда ночью. После каждых 3-4 часов обязательно должна быть остановка.

Усталостью нужно управлять!

Может написал много и неинтересно, уж простите – просто хотел поделиться опытом.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341321
Поділитись на інші сайти

Молодец, хорошо написал! Присоединяюсь и полностью поддерживаю!

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341338
Поділитись на інші сайти

SergeyKa, Очень интересно, а, главное, правильно! Я имею в виду выводы, которые ты сделал.

А по поводу произошеднего... Хорошо, что все закончилось хэппи эндом. Очень хорошо.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341355
Поділитись на інші сайти

Спасибо за отзывы.

Съездил на диагностику ходовой - все Ок.

Конечно сразу по приезду поменял резину (вчера).

Как говорится пока жареный петух не клюнул...

Слава Богу, что все именно так закончилось.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341518
Поділитись на інші сайти

А вот по поводу перестановки резины с правой стороны на левую - это неправильно! Потому и лопнуло (перегрелось). Это когда был корд в резине из веревок, то советовали менять местами (слева направо).

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341591
Поділитись на інші сайти

Может ранее не совсем понятно написал.

Дело в том, что вначале передние колеса поменяли местами на СТО, а потом я уже поменял по диагонали.

Т.о. левое переднее колесо стало правым передним на СТО, далее оно же стало левым задним с моей помощью. т.е. фактически я поменял передние колеса на задние по одной стороне.

Кроме того. после замены колесо проехало путь туда (Киев-Никополь, 540 км), а лопнуло оно по дороге обратно (Никополь-Киев, 200 км), итого 740 км.

Думаю реальная причина - износ шины и влияние на нее:

1) термического воздействия (температуры полотна, воздуха внутри и снаружи шины)

2) механического воздействия (острый край бугорка, камешка и т.п.)

Колесо нагрелось и натолкнулось на препятствие, которое резина не смогла смягчить.

В общем - несвоевременная замена шин.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341633
Поділитись на інші сайти

Думаю реальная причина - износ шины и влияние на нее:

1) термического воздействия (температуры полотна, воздуха внутри и снаружи шины)

2) механического воздействия (острый край бугорка, камешка и т.п.)

Колесо нагрелось и натолкнулось на препятствие, которое резина не смогла смягчить.

Из всего написанного видно, что за машиной ты не следишь. Люфт в подвеске, подъеденное колесо и т.п. Небось и давление не часто в колесах проверяешь. Плюс к этому состояние покрышек (разрывы, шишки, порезы протектора) не часто проверяешь.

Я думаю первая и основная причина разрывов покрышек - их порча и износ... Возможен, конечно, разрыв от наезда на что-то или на конкретную яму, но опять таки за этим нужно следить и недопускать такого (если не видишь дорогу хорошо не ехать быстро).

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341685
Поділитись на інші сайти

2 SergeyKa:

Газ, случайно, не закачивал в колёса? :think:

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341687
Поділитись на інші сайти

Из всего написанного видно, что за машиной ты не следишь. Люфт в подвеске, подъеденное колесо и т.п. Небось и давление не часто в колесах проверяешь. Плюс к этому состояние покрышек (разрывы, шишки, порезы протектора) не часто проверяешь.

Еще я не всегда мою руки перед поездкой, во время ее и после :D

Если серьезно, то читайте внимательно - прошел ТО-60 перед (!) поездкой.

На подъемник каждый день не езжу - считаю, что не нужно, если ничего не стучит и машину не уводит.

Я думаю первая и основная причина разрывов покрышек - их порча и износ... Возможен, конечно, разрыв от наезда на что-то или на конкретную яму, но опять таки за этим нужно следить и недопускать такого (если не видишь дорогу хорошо не ехать быстро).

Попробуйте сильно надуть шарик, чем он толще, тем труднее будет лопаться.

Причина разрыва - износ.

2 SergeyKa:

Газ, случайно, не закачивал в колёса? :think:

Нет, это пижонство и развод.
Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341711
Поділитись на інші сайти

А вот по поводу перестановки резины с правой стороны на левую - это неправильно! Потому и лопнуло (перегрелось). Это когда был корд в резине из веревок, то советовали менять местами (слева направо).

Поясни почему. В мануале к Ланосу тоже такая схема перестановки 8-)

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-341724
Поділитись на інші сайти

Убежден в том. что при значительном пробеге (износе) корд в шине укладывается внутри, деформировав материал шины, по направлению качения. Если сменить направление качения после длительной эксплуатации шины, то корд начинает "укладываться" по-другому. Дополнительная деформация, дополнитеьное трение, разогрев и, как следствие, разрыв уже порядком изношенной шины. Если регулярно менять направление качения шины (например, через 10 тыс.), то скорее всего это (разрыв) произойдет раньше, хотя протектор будет равномерно изношен. Всё сказанное действительо для скоростей, приемлемых для наших дорог. Если гонять на наших дорогах 150, то никакие ухищрения с перестановкой колес не помогут.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-342233
Поділитись на інші сайти

Думаю мнения еще появятся.

Мне кажется главное - задуматься и сделать все возможное, что бы проверить технику и обезопасить себя от такой ситуации.

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-342429
Поділитись на інші сайти

  • 1 місяць потому...

Руль нужно всегда держать двумя руками. В литературе рекомендуют большими пальцами обхватывать рулевое колесо. Но я так никогда не делаю, большие пальцы кладу сверху. В случае, когда автомобиль наскочит на препятствие, рулевое колесо провернёт, но пальцы останутся целыми. В противном случае с помощью спиц, пальцы будут выбиты.

В литературе пишут, что если руль держать не закрытым хватом, то как раз и пострадают большие пальцы на руках.

Имею небольшой опыт любительских ралли. Если держать закрытым хватом, то пальцам иногда полуцаеца оцень бона :)

Посилання на коментар
https://lanos.com.ua/topic/11594-esli-lopnulo-na-skorosti-130km-perednee-levoe-koleso/page/2/#findComment-361592
Поділитись на інші сайти

×
×
  • Створити...

Важлива інформація

Ми розмістили cookie-файлы на ваш пристрій, щоб допомогти зробити цей сайт кращим. Ви можете змінити налаштування cookie-файлів, або продовжити без зміни налаштувань.